Консультация учителя - дефектолога для
родителей детей с ОВЗ
«Скоро в школу»
Совсем скоро наступит то время, когда многие малыши впервые переступят школьный порог. Это важное событие в жизни ребёнка, серьёзный и, безусловно, непростой с психологической точки зрения, шаг на пути к взрослению. Как облегчить ему адаптационный период и как помочь в начале путешествия в мир знаний? Вот несколько простых советов, которые помогут родителям это сделать.
Наладить режим дня.
Многие дети дошкольного возраста даже не имеют представления о том, что такое режим дня и почему он важен. А теперь представьте, что вашему чаду, которое встаёт по утрам не раньше десяти, вдруг понадобится каждый день просыпаться в семь. Капризы и слёзы ещё полбеды, ребёнок будет вялым и невнимательным на занятиях. В последний месяц лета постарайтесь приучить будущего школьника вставать и ложиться в одно и то же время (желательно пораньше). Это дисциплинирует и подготовит к переходу на новый школьный режим.
Не перегружать.
Не стоит отправлять ребёнка в музыкальную школу или на кружки вместе с поступлением в первый класс. Если маленький ученик не сможет после занятий погулять, отдохнуть и спокойно, без спешки, выучить уроки, есть вероятность, что он слишком перенервничает и даже заболеет. Каждому ребёнку требуется разное время, чтобы привыкнуть к школе и домашним заданиям, но уже ко второму классу малыши обычно полностью адаптируются и готовы заниматься ещё чем-то.
Делать перерывы.
Дети 6-8 лет в состоянии фокусировать внимание на чём-то одном примерно в течение 15минут. Это нужно помнить родителям, которые в первое время будут вместе с ребёнком готовить уроки дома. Через каждые четверть часа обязателен перерыв, на котором можно маленькому школьнику побегать, попрыгать, подурачиться. А вот телевизор и компьютер на это время лучше исключить: глаза ребёнка и так испытывают непривычную нагрузку, им нужно больше отдыхать. Кстати, во время перерыва полезно сделать зрительную гимнастику: попросить ребёнка посмотреть сначала на какой-то предмет, расположенный совсем близко, а затем – на что-то отдалённое за окном. Такое упражнение отлично расслабляет глаза.
Правильно одеваться и обуваться.
Первоклассники впервые сталкиваются с необходимостью пробыть несколько часов в одной обуви, ведь в школе нужно выглядеть опрятно и строго. Именно поэтому нужно внимательно относиться к выбору туфелек и ботинок. Длина следа обязательно должна быть больше длины стопы, в носочной части непременно нужно оставлять 10 мм свободного места. Небольшой каблучок также важен, так как обувь на абсолютно плоской подошве может негативно влиять на развитие детской ноги.
Уважаемые родители! Беседуя со своим ребёнком, выясните, пожалуйста:
Знает ли он своё полное имя и отчество (Юлия Сергеевна)?
Знает ли он свой возраст, число, месяц и год своего рождения?
Знает ли он свой домашний адрес, адрес детского сада?
Знает ли он имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек,
их профессии, пользу их труда?
Что знает о школе, о труде учителя?
Что больше всего любит делать: играть, заниматься, трудиться?
Умеет ли печатными буквами писать своё имя и фамилию?
Как относится к своим сверстникам? С кем любит играть?
Как общается с взрослыми? Умеет ли слушать, не перебивая?
Владеет ли прямым и обратным счётом в пределах десяти. Может ли
назвать соседей числа (у 5 – 4 и 6)?
Решает ли простые арифметические задачи на сложение и вычитание в
пределах десяти?
Знает ли основные геометрические формы? Умеет ли видеть их в
предметах окружающей действительности?
Знает ли последовательность частей суток, их характерные
особенности?
Называет ли последовательно дни недели? Потренируйтесь называть,
начиная не только с понедельника, а с любого из них (среда, четверг и т.д.).
Попросите назвать соседей определённого дня – предыдущий и последующий дни.
Знает ли названия времён года, их отличительные признаки и месяцы,
их составляющие? Умеет ли связно рассказывать о лете, осени, зиме, весне?
Умеет ли ориентироваться в пространстве:
- относительно себя: что
справа, слева от него, над, перед, за ним;
- относительно заданного
объекта: что справа от стола, слева от окна;
- на листе бумаги:
середина, верхний, нижний, правый, левый края;
- разбирается ли в схеме
своего тела, может ли показать свою ведущую руку, правый локоть, левое колено,
правой рукой левый глаз, левой рукой правое плеч.
Может ли после одной демонстрации взрослого запомнить и повторить
серию движений: руки в кулак, на ребро, ладонью вниз на стол (и так 3 раза)?
Может ли отхлопать ритмический рисунок: простой - ! - !!!, сложный
- !! - !!!
Знает ли стихи и сказки? Какая любимая книга, почему?
Умеет ли передать содержание услышанного рассказа?
Сможет ли разложить последовательно серию картин составить
рассказ?
Сумеет ли понять и объяснить скрытый смысл рассказа?
Например, известный рассказ "Упрямые козлики": На мосту два козла
стукнулись рогами. И упали два козла в речку вверх ногами. Почему? Мостик был
слишком узкий, а козлы очень упрямы.
Рекомендации:
-
Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте,
лепите из пластилина, собирайте бусы.
-
Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи,
придумывайте рассказы.
- Дома
чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую,
стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности
и умению действовать по инструкции.
- Будьте
последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое
не будет получаться сразу.
Если ваш
ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте
его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы
равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в
неуклюжести и неловкости. Если малыш уже претерпел школьные неудачи – двойки по
русскому языку, жесткие требования учителя, насмешки одноклассников и у него
сформировался устойчивый страх перед письмом, то преодоление этой проблемы
потребует от вас особенно бережного внимания и кропотливого труда. Создайте дома
щадящие условия – никакого постоянно работающего телевизора или громко
играющего магнитофона. Навязчивый звуковой фон в квартире приучает ребенка
отключать слуховое восприятие, не реагировать на звуки, рассеивает слуховое
внимание, которое так важно формировать у школьника с нарушениями письма.
Просмотр телепередач ребенком следует исключить полностью, лучше заменить их
дисками, которые вы можете предварительно просмотреть сами и убедиться, что в
их содержании нет ничего невротизирующего, возбуждающего, не соответствующего
возрасту. Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы
закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения,
памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.
Самое
главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим
родителем и не берите на себя роль учителя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий