Речь детей с каждым годом становится все неразвитее. Эта проблема стоит очень остро, мамы и логопеды буквально бьют тревогу.
Причин к этому несколько:
С ребенком мало разговаривают дома. Ведь мама очень хорошо понимает ребенка и ребенку часто не нужны слова, достаточно жестов и мимики.
Второй причиной является телевизор: невнятная и агрессивно-придушенная речь героев, отсутствие связи между видимой артикуляцией и речью делают телевизор не развивающим компонентом, а причиной задержек в развитии речи.
Ну и третье: патологии развития, неврозы, страхи, тревожность у детей, доля которых сильно выросла в последние годы.
Почти все дети рискуют отстать от нормы в речевом развитии без развивающих занятий (не только речевых, а и общих), До пяти лет (примерно) у ребенка все процессы взаимосвязаны: играем с кубиками-развивается мелкая моторика, попутно разговариваем-идет обогащение словаря, рисуем красками-развивается сенсорика, воображение. То есть получается, что в раннем детстве нет ни одной игры, которая бы не развивала все процессы: какие-то сильнее, какие-то слабее (по центральному воздействию). В пять лет в мозгу происходит объединение мышления и речи, с этого момента мышления вне речи и речи вне мышления не существует. А у нас риск отставания почти стопроцентый... Знаете, можно оставить в покое нормы (в смысле, отставание от норм), но вот возможности... У каждого ребенка потенциально есть возможности, которые не разовьются уже никогда (если мы его развивать не будем), и даже если есть патологии, нарушения-знали бы вы, насколько наш организм насыщен компенсаторными системами! Если даже у ребенка и есть отставания, то развивающие занятия могут устранить их, просто задействуя все возможности. Дети-маугли потенциально тоже могли быть развитыми, но среда не позволила.
Детям очень полезно учить стихи. Чтение стихов наизусть тренирует память, обогащает словарный запас, вырабатывает чувство ритма, учит разбираться в рифмах и правильно подбирать их. Кстати, детям очень нравится придумывать новые рифмы, играть с различными сочетаниями слов. Учитывая это, вы можете в игровой форме начинать погружение в изучение поэзии.
Какие же стихи учить? Прежде всего, вам нужно ориентироваться на вкусы собственного чада. Обязательно выбирайте те стихи, которые будут ему интересны, в противном случае любовь к поэзии может исчезнуть если не навсегда, то уж на долгие годы точно. Чтобы понять, что действительно нравится ребенку, сначала попробуйте почитать стихотворения разных авторов, при этом следя за его реакцией. После чтения поинтересуйтесь его мнением.
Когда начинать учить? Как можно раньше. Практически с пеленок читайте малышу рифмованные фразы, тем самым вы подготовите его к дальнейшему восприятию поэзии. Поскольку стихи детям нравится слушать даже больше, чем рассказы и сказки, то выбирайте стихотворные сказки А.С. Пушкина. Постепенно повторяя рифмованные фразы, а иногда и целые отрывки из стихотворении, ваш малыш годам к 3-4 сможет декламировать небольшие стишки наизусть.
Как учить? Выбрав стихотворение, прочитайте его выразительно. Попытайтесь собственной интонацией передать настроение стиха, те образы, которые автор в него заложил. В воображении ребенка должна нарисоваться картинка. Чем ярче она будет, тем лучше. На особо значимых моментах останавливайтесь, проговаривайте и повторяйте несколько раз. Лучше учить небольшими отрывками по 2-4 строчки. Прочитайте отрывок несколько раз, потом повторите его вместе с ребенком и попросите воспроизвести на память его. В случае затруднений, помогайте ему. Начинать лучше с простых стихотворений. Для начала выберите четверостишия А. Барто или С. Маршака. Они легко воспринимаются детьми и быстро запоминаются. Со временем можно брать стихотворения других классиков, например, С. Михалкова, Э. Успенского и прочих знакомых каждому с детства поэтов. У современных авторов тоже можно найти замечательные детские стихи. Пробуйте, читайте различные произведения, опирайтесь при выборе на вкус ребенка, ну и конечно на свой собственный. Главное, чтобы стихи были добрыми, понятными и мелодичными.
Еще один интересный способ — превращать стихотворение в песню. Довольно забавный, но весьма эффективный способ. При этом не просто вырабатывается чувство ритма, но и развивается слух, умение подбирать под ритм мелодию. Как видите, польза получается двойная.
Если ваш малыш уже умеет читать, то можно использовать следующий прием заучивания стихов. На стену, в поле его зрения вешаем прозрачный файл, в который вкладываем стихотворение или отрывок из него, в общем, то, что нужно выучить. Принципиально, чтобы файл находился в том месте, в котором ребенок часто бывает. Так, он будет постоянно обращать внимание на листок с текстом и, не напрягаясь, выучит. Кстати, таким образом можно изучать не только стихи, но и все, что угодно.
Если вы с ранних лет будете привлекать ребенка к чтению и заучиванию стихотворений, то в школьные годы это задание не вызовет у него никаких затруднений, и возможно даже станет одним из любимых. А в будущем при случае ваш уже взрослый отпрыск сможет удивить окружающий блестящим знанием русской поэзии.
Очень подробно и обстоятельно рассказывает об этом Светлана Кононова в своей аудиолекции. А так же дает рекомендации о приемах заучивания с маленькими детьми.
Аудиокнига Светланы Кононовой "Зачем учить стихи?" (пройдя по ссылке, Вы можете скачать или прослушать эту лекцию с презентацией).
http://www.chudo-chado.net/kurs/dialogi/zachem_stihi/zachem_stihi.htm
http://stihidetyam.ru/articles/article2.php
Комментариев нет:
Отправить комментарий